Как работать с разными типами заказчиков, и какими они бывают

Одним из обязательных этапов работы любого фрилансера является взаимодействие с заказчиком услуг. Разумеется, заказчики бывают очень разными, некоторые просто дают ТЗ, не вмешиваются в процесс, а после его выполнения остаются вполне довольными, другие же стараются контролировать каждый штрих и постоянно вносят свои правки. Конечно же, все заказчики — «хорошие ребята» и с ними необходимо взаимодействовать и делать это нужно правильно.

Каждый фрилансер — немного психолог

В настоящее время, на просторах интернета можно найти массу рекомендаций от профессиональных экспертов в самых разных сферах. В данном случае, фрилансеров должны интересовать, в первую очередь, советы специалистов в области психологии взаимодействия с заказчиками (да, есть и такие). Согласно рекомендациям данных профессионалов, фрилансеру нужно научиться классифицировать заказчиков своих услуг на четыре основных типа — «Спихиватель», «Требователь», «Незнайка» и «Искатель». Это позволит, во-первых, более спокойно общаться с ними, а во-вторых, качественно выполнять свою работу, точнее их заказы. Поскольку среди фрилансеров очень много веб-дизайнеров, рассмотрим характеристики всех четырёх типов заказчиков с точки зрения этих профессионалов.

Веб-дизайнер и 4 типа заказчиков его услуг

Тип №1 — Спихиватель

Как правило, под этот тип подходят секретари, маркетологи и менеджеры, перед которыми стоит задача и они находятся в поиске на кого бы спихнуть её выполнение. Чаще всего «спихиватель» ничего не смыслит в веб-дизайне, благодаря чему, может полностью доверять исполнителю. Если перед вами именно такой заказчик, то вам необходимо убедить его в том, что:

  • вы всё сделаете так, как в ТЗ;
  • вы не будете беспокоить его по пустякам;
  • вы играете с ним в одной команде;
  • его начальнику понравится.

Крайне желательно подружиться с таким заказчиком, поскольку это будет гарантией того, что он будет вам доверять и отстаивать вашу работу перед своим начальством

Тип №2 — Требователь

Заказчики такого типа кое-что понимают в веб-дизайне и возможно имеют личный опыт создания сайтов. Однако на каком-то этапе они осознали, что имеющегося у них опыта и объёма знаний недостаточно для создания качественного продукта. Именно такое осознание и привело их к вам. От вас же они в обязательном порядке будут требовать от вас чёткого исполнения ТЗ и непременно будут давать советы. При этом они чётко, вовремя и в полной мере платят. Если ваш заказчик относится к этому типу, то вам необходимо:

  • постоянно оставаться с ним на связи;
  • рассказывать о каждом своём шаге и решении;
  • регулярно посылать ему мини-отчёты;
  • ни в коем случае не подводить его по срокам.

Для установления ещё более доверительных отношений, можно просить советов у заказчика, наподобие, как лучше сделать так или вот так.

Тип №3 — Незнайка

Чаще всего такие заказчики вообще ничего не смыслят в веб-дизайне и, как правило, это люди за 50. Нередко у них в головах ещё советские постулаты, которым они чётко следуют. Поэтому, согласившись на сотрудничество с ними, необходимо набраться терпения, а также понимать, что вам придётся отвечать на самые банальные вопросы. Кроме того, вам необходимо:

  • сразу же зафиксировать факт вашего сотрудничества в договоре;
  • обозначить сроки и стоимость работы;
  • спрашивать и переспрашивать, а правильно ли вы поняли, что именно от вас хочет заказчик.

Отличным решением станет ведение письменной переписки, на которую у вас будет возможность сослаться в случае возникновения спорных вопросов.

Тип №4 — Искатель

Такие заказчики чаще всего имеют «классную», по их мнению, идею и ищут возможности быстрой её реализации. Как правило, у них нет ни стабильной работы, ни постоянного заработка и та цель, которую они хотят реализовать и есть та возможность, которая станет и их работой, и их заработком. От них не стоит ждать какого-то конкретного ТЗ, более того, многие вещи вам придётся придумывать для них лично. Работать с такими заказчиками не просто, но интересно. Если вы всё-таки решитесь на сотрудничество с ними, то помните, что от вас потребуется:

  • создание идеального сайта, которого в голове заказчика не существует;
  • творческий подход и подробное объяснение каждого своего решения;
  • доказать, что именно этот заказ для вас является наиболее важным.

Весомым доводом в пользу сотрудничества с искателем является готовность многих из них не торопить вас с исполнением своего заказа, а также постепенно увеличивать бюджет.

Подводя итоги

Не сложно догадаться, что работать можно абсолютно с любым заказчиком и с каждым из них можно наладить не только рабочие взаимоотношения, но и неплохой личностный контакт. Очень хочется надеяться, что данная классификация заказчиков на типы поможет в работе и веб-дизайнерам, и всем остальным фрилансерам.


Поделись мнением о статье "Как работать с разными типами заказчиков, и какими они бывают", предложи свой вариант в комментариях! Спасибо!


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.