В жизни фрилансеров случается множество забавных и грустных историй, и в этом нет ничего удивительного. Поскольку этим ребятам приходится работать с самыми разными людьми «тире» заказчиками услуг, некоторые из которых могут попросту пропадают, так и не заплатив за выполненную работу. Ситуация неприятная, хотя и очень поучительная, вынуждающая собраться составить алгоритм взаимодействия с заказчиком.
Опытные фрилансеры никогда не работают без предоплаты. Возможно, принцип «деньги вперёд!» может отталкивать некоторых заказчиков, но в данном случае фрилансер не теряет ни своего времени, и гипотетической зарплаты. В качестве альтернативного варианта можно сотрудничать с частичной предоплатой, однако и в этом случае должен работать принцип «деньги вперёд!».
Заметим, что в настоящее время серьёзные заказчики и уверенные в своих силах фрилансеры работают только на условиях предоплаты. Отказываются же от них либо мошенники, либо изначально «сложные» заказчики, либо не уверенные в себе фрилансеры.
Не секрет, что спешить подписывать какие-либо документы не стоит, качается это и договора о сотрудничестве между фрилансером и заказчиком его услуг. Сначала необходимо внимательно изучить ТЗ, затем ответить имеющиеся в задании моменты, которые вызывают вопросы и сомнения, после чего постараться разъяснить их с заказчиком. Отличным решением будет поискать на просторах Сети или на тематических сайтах отзывы тех, кто уже сотрудничал с потенциально вашим заказчиком.
Это позволит многое понять о работодателе, а также о его отношении к сотрудничеству. Если заказ принимается на бирже, то изучит профиль заказчика нужно непременно. Иногда в профиле можно найти ссылки на корпоративный сайт, социальные сети и так далее, изучение которых даст понимание того, что за заказчик, стремится к сотрудничеству.
Никогда нельзя отсылайте оригинал текстового задания заказчику, а лишь его изображение. Крайне желательно украсить его водяными знаками в виде своей контактной информации. Этот совет полезен в тех случаях, когда заказчики предлагают фрилансеру написать тот или иной текст, в качестве теста для дальнейшего сотрудничества. После того, как данное задание будет выполнено и отослано потенциальному работодателю, заказчик скрывается с радаров, а текст всплывает на сайте или в группе заказчиках в социальных сетях. К сожалению, сегодня подобным грешат даже крупные компании.
Перед тем как соглашаться на выполнение задания необходимо установить сроки его сдачи, а также определить объём. Если чёткое понимание данных нюансов отсутствует, то можно назначить дату промежуточного отчёта, после чего картина проясниться. Кроме того, важно определить количество бесплатных правок, поскольку в противном случае заказчик может бесконечно требовать переделки. Если число бесплатных исправлений исчерпано, но работа заказчику всё ещё не нравится, то далее правки можно будет вносить за дополнительную плату.
Если фрилансера ТЗ полностью устраивает, а репутация заказчика достойна доверия, то наступает время подписания договора. Безусловно, в оформлении данного документа заинтересованы обе стороны, поэтому подходить к данному вопросу необходимо крайне внимательно. В договоре должно быть чётко указано:
Данные пункты обязательны для договора о сотрудничестве сторон, однако не стоит забывать и о дополнительных таких, что будут действовать в случае расторжения договора, наступления форс-мажорных обстоятельств и так далее.
Безусловно, хорошо, когда стороны полностью доверяют друг другу, но все мы люди разные, со своими моральными принципами. Поэтому лучше всегда подстраховываться заранее, это позволит сэкономить, и время, и деньги, и нервы.
Поделись мнением о статье "Дизайнер на удалёнке: как не попасть на недобросовестного заказчика", предложи свой вариант в комментариях! Спасибо!