Повсеместная интернетизация, появление социальных сетей, мессенджеров и поисковиков кардинально изменили множество аспектов нашей жизни. При этом пользуемся всем этим мы совершенно (кажется) бесплатно, взамен получаем немного ненавязчивой рекламы. Вроде сделка выгодна обеим сторонам на первый взгляд. Однако в последнее время стали появляться исследования, показывающие, что соцсети не такие уж и безвредные. Люди начинают жаловаться на зависимость, зашкаливающую тревожность, депрессию. Количественные показатели тоже показывают не очень хорошие тенденции – психические расстройства среди подростков, суициды за последние десять лет уверенно перешагивают все верхние планки.
Вред от социальных сетей неочевиден, и проявляется не сразу, чтобы это выявить, необходимо понимать принцип работы этих сервисов, способы взаимодействия с пользователями, влияние этого взаимодействия, способы модификации поведения людей, используя их слабости.
Изначальные мотивы создания соцсервисов, разумеется, интересы людей и благие помыслы. Упрощение жизни, ускорение поиска нужной информации, обретение инструментов, помогающих в повседневной жизни. Это удобство и широкие возможности не могли не привлечь многие миллионы пользователей, в том числе творческих, использующих эти площадки для самовыражения, чтобы делиться своим креативом, общаться и формировать новые идеи. Это привлекало ещё больше людей-зрителей, читателей, а вместе с ними, как известно, приходят и маркетологи, интересы у которых несколько иные – перехватить внимание и удерживать его. Маркетинг с рекламой быстро просочились на все платформы, предлагая создателям огромные прибыли. А где большие деньги, та об этичности способов привлечения внимания говорить не принято.
Сервисы расширяются, валюта расширений – внимание пользователей. При этом любой аспект, привлекающий к площадке больше внимания теперь ценится выше любых других, поскольку он приносит больше денег. Для этого делается всё, что нужно для изучения поведения и его модификации под свои требования и желания.
Сервисы развивались, работали, набирали статистику, опыт, и у них появились инструменты, которые влияют на людей больше, чем другие, это лайки, а также новостные ленты. Лайк появился и начал использоваться массово больше десяти лет назад в Facebook. Лайком проявляли интерес, показывали свою заинтересованность. Однако вскоре этот инструмент превратился с жёсткую метрику, которая сразу показывала влиятельность и ценность информации, также это информация о себе любимом. Из минимального социального действия лайк превратился в настоящую цифровую валюту, сегодня лайки покупают, накручивают, выпрашивают.
Ценность личности и информации теперь можно точно измерить – количество лайков. Это сильно повлияло на людей, ведь данная жизненная метрика (что думают о тебе) была всегда скрыта, но теперь она общедоступна. Это не могло не спровоцировать рост неуверенности в себе, депрессии, повышение уровня тревожности, неврозов у тех людей, которые не смогли быстро интегрироваться в площадку. Подростки по этой обратной связи судят о себе, о собственной ценности и значимости. Как личность человек постепенно теряется, теперь, оценивая человека, зачастую можно услышать – да у него почти миллион лайков и подписчиков.
Что касается ленты новостей, то она формируется по алгоритмам, которые подстраивают новости под пользователя. Многие пользователи постоянно обновляют ленту, ожидая новой порции информации, дофамин льётся рекой по венам, а платформа на этом паразитирует. Человек постепенно превращается в машину потребления информации, которая при этом не способна эту информацию обрабатывать. Пользователям нужно больше информации, новые порции, несмотря на то, что они предыдущую новость даже не поняли. Формируется зависимость, которую поначалу не могли понять специалисты. Что можно делать в соцсети, если там ничего не происходит, там не показывают мировой кубок, там нет любимого сериала, там просто новостная лента и меняющееся значение количества лайком под парой твоих постов. Тем не менее, люди готовы просиживать сутками, мозг ищет всё более простые раздражители, кричащую и ничего не значащую информацию, заголовки.
Эксперты предупреждают, что общество теряет огромный пласт населения, находящегося под давлением постоянной модификации образа мышления и поведения. Молодое поколение постепенно привыкнет ко всем негативным последствиям в виде неврозов, тревожности, суицидальных позывов. Они станут постоянными привычными спутниками. А в дальнейшем мы потеряем всё, последние ориентиры, ведь не будет даже контрольной группы, по которой можно было бы судить о нормальности.
Поделись мнением о статье "Некоторые неочевидные аспекты влияния социальных сетей", предложи свой вариант в комментариях! Спасибо!